Департамент культуры города Москвы Rus | Eng

Круглый стол

Прошина Любовь Александровна,
начальник отдела информации и выставок
Студии военных художников имени М.Б. Грекова


МУЗЕЙ-ПАНОРАМА «БОРОДИНСКАЯ БИТВА»
И СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М.Б. ГРЕКОВА

Появление в русском искусстве панорамной живописи в конце XIX – начале XX веков связано с именем Франца Рубо (1856-1928). Широкую известность ему принесли панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Ф. Рубо считал, что «баталист должен развивать в себе способность быстро схватывать общее, характерное, передавать модель в движении, уметь рисовать и писать по впечатлению, по памяти…».

Долгое время Ф. Рубо преподавал в Академии художеств в Санкт-Петербурге и воспитал целую плеяду талантливых русских баталистов, самым известным из которых стал Митрофан Борисович Греков.

Будучи учеником Академии, Греков начал впервые знакомиться с баталией и панорамным искусством в мастерской Франца Алексеевича Рубо. Впоследствии Рубо уехал в Мюнхен работать над панорамой «Бородинская битва», а Греков продолжил свой творческий путь, посвятив большую часть его Красной армии. М. Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух». Эти поразительно точные, выверенные жизнью слова Митрофана Грекова стали своеобразной программой творчества художников-грековцев всех поколений.

Студия военных художников была создана 78 лет назад по идее выдающегося мастера советской русской живописи Митрофана Борисовича Грекова, и в память о художнике названа его именем. Сегодня это уникальный творческий коллектив, не имеющий аналогов в мире, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры. Все они яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела, которых объединяет идея служения своим искусством Отечеству. Продолжение дела жизни Грекова в творческой эстафете советских баталистов явилось воплощением традиций русского реалистического искусства. «Грековцы» – так гордо называют себя все поколения художников, кого судьба связала с этим уникальным армейским коллективом.

На протяжении многих лет прослеживается историческая и временная связь между Рубо и Грековым, а точнее их детищами – панорамы «Бородинская битва» и Студии военных художников.

1912 год

Когда в августе 1912 года панорама Рубо «Бородинская битва» была открыта в Москве для обозрения, современники в один голос оценили ее как выдающееся произведение монументальной живописи.

Здание, где впервые демонстрировалась панорама, было построено на Чистопрудном бульваре и открыто к 100-летию Бородинской битвы. Впоследствии в связи с началом Первой мировой войны демонстрация панорамы была прекращена, а деревянное, быстро ветшавшее здание снесено. Огромное полотно было навернуто на 16-метровый вал и пробыло в таком виде не один десяток лет. В результате от подлинного полотна уцелела лишь батальная часть без одного фрагмента. Полностью не сохранилась живопись неба, так как из-за хранения в сырых условиях верхний край панорамы был безвозвратно утерян.

В 1949 году холст подвергся сложной реставрации, проведенной (под наблюдением П.Д. Корина и Е.В. Кудрявцева) известными художниками-реставраторами (М. Ивановым-Чуроновым, К. Федоровым, С. Бабкиным и М. Малаховым). Они полностью заменили основу холста. Академик живописи М.Н. Авилов занимался воссозданием макета предметного плана. После реставрации холст был временно законсервирован, а в 1961 году принято решении о восстановлении панорамы к 150-летнему юбилею Отечественной войны.

1961 год

Была создана группа художников во главе с известным советским баталистом И.В. Евстигнеевым (а также художники-панорамисты Е. Лобанов и А. Мерзляков, художники предметного плана Б. Беляев, И. Мерзлякова и И. Воробьева).

Предстояло на площади холста около 930 кв.м. заново написать все небо и утраченный участок батальной живописи (8х5 м). Кроме того, было принято решение несколько приблизить к зрителю фигуры Кутузова и членов его штаба, изображенные в панораме слишком мелкомасштабно и незначительно, и ввести в панораму отсутствующий у Рубо эпизод – раненный Багратион покидает поле боя.

Особенно сложная задача стояла перед художниками предметного плана – и не только в связи с огромной площадью, которую он занимает, но и потому, что от предметного плана Рубо не сохранилось ничего, даже фотографий. Его приходилось не воссоздавать, а создавать заново, сохраняя при этом общий замысел и «почерк» автора и органически связывая принципиальное решение деталей предметного плана с живописью. Работа над ответственным и почетным заданием была напряженной и интенсивной. В это же время на Кутузовском проспекте специально для музея-панорамы началось строительство здания.

В 1962 году ко дню торжественного празднования юбилея строители и художники закончили свою работу, и советскому зрителю была открыта возрожденная к жизни трудами мастеров «Бородинская панорама» Рубо.

Но и после открытия полотно преследовали несчастья.

1967 год

Шел год 50-летия Советской власти. Вся страна, и Москва особенно, готовилась к приему гостей со всего мира. Разрабатывались маршруты мест посещений иностранными делегациями, в которые была включена и «Бородинская панорама».

Но за полгода до ноябрьских торжеств случилось несчастье: пожар уничтожил две трети редчайшего живописного творения Ф. Рубо. Теперь необходимо было как можно скорее восстановить живопись Ф. Рубо на 120-метровом холсте высотой в 16 метров. Перед художниками Студии имени М.Б. Грекова была поставлена задача: написать Бородинскую эпопею заново, к сроку, и так, как это бы сделал сам Ф. Рубо.

К новому только что сотканному и натянутому по окружности полотну прикрепили небольшой, оставшийся от пожара невредимым фрагмент подлинной живописи и ... началась работа. Был срочно сформирован коллектив, в который вошли художники Студии (А. Алексеев, Н. Бут, В. Дмитриевский, Е. Данилевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, Н. Овечкин, Г. Прокопинский, Н. Присекин, М. Самсонов, Ф. Усыпенко) – всего 12 человек. Возглавлял и координировал работу художественный руководитель Студии Н.Н. Жуков.

С этой редкой по напряжению и сложности работой у художников Студии связано много прекрасных воспоминаний. Работали без передышки. Очень много помогали материалами (чуть ли не со всей страны собрали краску), и во всем поддерживали художников сотрудники музея-панорамы. Сроки поджимали, работа велась круглосуточно. Когда в назначенный срок Государственная художественно-экспертная комиссия поднималась к воссозданному живописному полотну, один из её членов высказал сомнение в том, что кусок старого холста живописи Ф. Рубо будет отличаться от новодела. Когда же на смотровой площадке ему предложили показать эту часть, он не смог отличить живопись Ф. Рубо от того, что написали грековцы. Это была большая победа художников. Это была подлинная творческая эстафета традиций от русской классической батальной живописи к новому поколению мастеров Студии имени М.Б. Грекова, авторитет которых с этой поры в жанре диорамно-панорамного искусства стал непререкаемым.

2011 год

Прошло немало лет, и в 2011 году в рамках подготовки к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года художниками и специалистами Студии имени М.Б. Грекова начали проводиться реставрационные работы панорамы «Бородинская битва».

Главным врагом реставраторов на этот раз стала обыкновенная пыль. Пыль и загрязнения убирают с обратной стороны холста. Пробраться туда – задача не из легких, приходится буквально на корточках ползти.

Была проведена реставрация художественного полотна (16х120 м), иллюстрирующего ход самого знаменитого сражения Отечественной войны. При работе с холстом основная задача – подобрать оптимальный растворитель, который бы эффективно удалял поверхность загрязнения вместе с пылью, и при этом не повредил красочный слой. Чистящие составы вначале испытали на небольших (примерно 10х10 см) контрастных участках живописи. Подбор средства прозрачной жидкости – растворителя, которой пользуются реставраторы, занимает порядка пяти дней. Ошибешься в дозировке – все испортишь. Потом месяц уходит на полную очистку полотна, 1725 кв.м.

Реставрационные работы затронули и предметный план с его реквизитами. Специалисты Студии заново красят посеревшие от времени предметы: кувшины, пушечные ядра, солдатские ремни и сумки. Старую солому на крыши избы меняют на свежую, золотистую. Процесс от и до – творческий: мастера экспериментируют с материалами, придумывают различные способы, как «оживить» предметный план.

За пять месяцев работы помимо реставрации были укреплены основы предметного плана площадью 810 кв.м.; заменены светоотражательные экраны площадью 1100 м?. Кроме того, для улучшения зрительного восприятия полотна специалисты Студии заменили более 500 кв.м. светоотражающего зонта.

Это была первая масштабная реставрация панорамы с момента ее восстановления после пожара в 1967 году.

Студия всегда с честью принимает предложения о сотрудничестве с Музеем-панорамой «Бородинская битва». Мы ценим дружбу с Музеем, проверенную временем и плодотворной работой.