Департамент культуры города Москвы Rus | Eng

Круглый стол

Герасимова Галина Ивановна,
сотрудник Международного общественного фонда
«Экспериментальный творческий центр»


ПАНОРАМА «БОРОДИНО»: 100 ЛЕТ ИСТОРИИ

В настоящих очерковых заметках(1) предполагается подведение некоторых итогов вековой истории панорамы и её изучения. При этом, разумеется, не имеется в виду составление подробной библиографии, а также аналитический анализ источников и историографии названной темы. Добавлю также, что учитывается лишь русскоязычный материал.

Считаю необходимым начать с источников – как ещё не введённых в научный оборот, так и опубликованных, – позволяющих составить «биографию» панорамы.

Важные, с нашей точки зрения, материалы хранятся в следующих архивохранилищах:
● Государственный архив Российской Федерации, Москва. Фонды 601 (Николай II) и 826 (Джунковский В.Ф.);
● Российский Государственный исторический архив, Санкт-Петербург. Фонды 468 (Кабинет Е.И.В. Министерства императорского двора), 472 (Канцелярия Министерства императорского двора), 789 (Академия художеств);
● Российский государственный военно-исторический архив, Москва. Фонды 74 (Колюбакин Б.М.), 544 (Николаевская военная академия), 2000 (Главное управление Генерального штаба);
● Российский государственный архив литературы и искусства, Москва. Фонд 2377 (Рубо Ф.А.);
● Центральный исторический архив Москвы. Фонд 17 (Канцелярия московского губернатора);
● Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Ф. 11. Императорское Русское военно-историческое общество);
● Отдел письменных источников Государственного исторического музея. Ф. 160 (Особый Комитет по устройству в Москве Музея 1812 года и коллекция документов Музея);
● Фонд письменных источников Музея-панорамы «Бородинская битва», Москва. Фонд 23 (Коллекция М.И. Анина).

Публикация отдельных документальных материалов, посвящённых созданию панорамы, началась в связи с её открытием к 150-летию победы в Отечественной войне 1812 года(2) и была продолжена в Музее-панораме(3).

К наиболее заметным исследованиям по проблеме можно следует отнести:
труды несколько поколений сотрудников Музея-панорамы «Бородинская битва» (создавших за полвека обширный банк знаний)(4),
● Юрия Яковлевича Халаминского(5),
● Сергея Михайловича Клавдиева(6),
● Ольгу Васильевну Фёдорову(7),
● Евгения Александровича Зубова(8),
● Олега Васильевича Шереметьева(9),
а также авторов содержательных статей в специальном сборнике(10) и в опубликованных материалах конференции, приуроченной к юбилею Ф.А. Рубо(11).

Сохраняют свою актуальность публикации (в том числе в периодической печати), синхронные открытию панорамы в 1912 году.(12)

Сегодняшний юбилей Отечественной войны вызвал небывалую творческую активность самых разных авторов. Среди них – и человек, заслуженно пользующийся высочайшим научным уважением, профессор Владимир Николаевич Земцов. Однако предположу, что лишь по недоразумению его авторитетная подпись появилась под озадачивающим опусом, эффектно названным «Видимые ошибки. Панораме "Бородинская битва" уже век, а промахи, допущенные ее создателями, до сих пор не исправлены».(13)

Говоря об истории панорамы «Бородино», можно обратить внимание на следующие моменты.

Сама идея создания панорамы «из истории наших побед» 1812 года была озвучена 31 октября 1909 года Георгием Соломоновичем Габаевым: «…право гражданства получил… прекрасный способ увековечения исторических событий… – устройство художественных панорам. Блестящий успех сооружения Севастопольской панорамы талантливой и исторически довольно правдивой кисти профессора Рубо заставляет мечтать о подобных панорамах, изображающих главнейшие события 1812 года и хотя бы только битву Бородинскую».(14)

Официальные лица, причастные к созданию картины. Таковых много, но, следуя хронологии, назову первым Ксаверия Александровича Орловского. Почему именно к нему художник обратился за содействием? Предположу, что знакомство их состоялось, когда К.А. Орловский служил торговым советником российской миссии в Мюнхене (1897–1903). Думаю, что обращение к посредничеству объясняется охлаждением государя к Ф.А. Рубо в начале 1909 года. Тогда в павильоне на Марсовом после Николай II посетил Севастопольскую панораму и высказал автору свои «пожелания». Михаил Иванович Авилов вспоминал, что «после высочайшего осмотра панорамы учитель вернулся в свою академическую мастерскую подавленным и неразговорчивым».(15)

Военные специалисты, консультировавшие художника. Среди них члены ИРВИО В.А. Афанасьев, А.К. Байов, Г.А. Габаев, Б.М. Колюбакин, А.П. Сафонов.

Труд Ф.А. Рубо по созданию картины. Известно, что работа над панорамой проходила не только при консультационном и материальном содействии Военного министерства, но и под его строжайшем контролем. Неисполнение пунктов Договора (подписан в марте 1911 г.) грозило финансовыми санкциями. Создавалась картина «в ателье на Берлинер Платц, площади к северу от центра города»(16) и до отправки в Москву демонстрировалась в баварской столице с благотворительными целями. «Сотрудниками» панорамы «Бородино» являлись, кроме Рубо, Карл Беккер, Петер-Пауль Мюллер, Михаэль Ценно-Димер, Карл Хуберт Фрош, Леопольд Шенхен.

Первый эскиз панорамы и его провенанс. 1-й приезд Рубо на поле битвы состоялся 1 апреля 1910 года, тогда же были сделаны первые наброски местности. В ноябре эскиз представлен императору. Правда, реализация художником сюжета, разработанного В.А. Афанасьевым, не была утверждена. Первый эскиз состоял из 6 фрагментов, 4 из которых ныне в постоянной экспозиции Музея-заповедника «Бородинское поле». Эскиз был помещён на юбилейную выставку в Историческом музее, открытую 29 августа, и нашёл отражение Обзоре этой выставки. Однако после трёх дней демонстрации эскиз был снят и передан купившему его у художника великому князю Николаю Михайловичу. В двухтомном каталоге выставки эскиз не отражён.

Открытие панорамы в Москве, демонстрация в 1912–1918 гг. С 29 августа 1912 года до 27 декабря 1917 года панорама демонстрировалась в деревянном здании, построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельяминова, на Чистопрудном бульваре Москвы.

Картина вне экспонирования. Панорама не демонстрировалась с 1918 до 1962 года. За это время места нахождения полотна менялись, надлежащее хранение отсутствовало. Неоднократно высказывались предложения по возобновлению экспонирования, которые не были реализованы. Открытие панорамы 18 октября 1962 года в здании на Кутузовском проспекте приурочено к 150-летию победы над Наполеоном.

Панорама как музееобразующий фактор. В продолжение всего времени демонстрации картины, особенно последние полвека, панорама сохраняла и сохраняет исключительную атрактивность. Благодаря такому музееобразующему экспонату осуществляется приток посетителей, создаются условия для ведения сотрудниками музея просветительской, воспитательной, образовательной и научной работы.

Современное состояние разработанности темы диктует, на мой взгляд, расширение поиска материалов.

● В уже названных архивах. Например, применительно к панораме, РГВИА богат материалами не только фондов Главного управления Генерального штаба и Б.М. Колюбакина. Далёк от исследованности Научный архив Артиллерийского музея (фонд Императорского Русского исторического общества). Фонд письменных источников Музея-панорамы «Бородинская битва» хранит не только бесценные письма Ф.А. Рубо к П.А. Воронцову-Вельяминову, но содержит и другие достойные материалы, ещё не введённые в научный оборот.

● Не упоминавшиеся сегодня архивы, где есть вероятность обнаружения полезных сведений. Например, документальный фонд Музея-заповедника «Бородино» или материалы, хранящиеся в Доме-музее Павла Петровича Чистякова (Филиал Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, г. Пушкин).

● Официальные материалы, источники личного происхождения, исследования, связанные а) с императорской фамилией; б) должностными лицами и различными специалистами, вовлечёнными в создание, функционирование и реставрацию панорамы; в) преподавателями Академии художеств и её учениками (не только из класса Ф.А. Рубо).

● Периодическая печать.

● Аукционные материалы.

● Сведения Интернета.

Проблемы изучения панорамы, остающиеся пока нерешёнными, таковы.
● Насколько мне известно, до сих пор не обнаружено (или не опубликовано) Сюжетное задание, подписанное весной 1911 года.
● Разработка и утверждение 2-го эскиза, его содержание и изображение.

Последнее (минимальное) встретилось мне лишь однажды – на мюнхенской фотографии, где виден фрагмент эскиза, установленного перед полотном.

Положение с информацией о провенансе итогового эскиза, по моим данным, не изменилось с 2006 года. Тогда в этом зале Виктор Евгеньевич Анфилатов отметил: «о судьбе второго, окончательного, варианта эскиза к панораме "Бородино", который, наверняка, был высочайше утвержден для исполнения основного полотна панорамы… ничего неизвестно»(17).
● Использование павильона на Чистых прудах после 27 декабря 1917 года;
● Время и авторство идей о переименовании, вторжений в авторское содержание художественного полотна;
● Предметный план 1962 года.

Поясню. Руководивший созданием макета Б.Н. Беляев утверждает, что «не осталось ни зарисовок, ни эскизов… ни… авторских разработок – ничего, кроме неясных… воспоминаний тех, кто видел панораму в 1912–1917 гг., и старого альбома с фототипическим воспроизведением панорамы, где предметный план виден лишь в немногих местах – там, где он непосредственно "выходил" на живописное полотно.

Этот альбом и был единственным источником, которым мы располагали…».(18)

Возникают вопросы. Почему же не были реконструированы хотя бы немногие запечатлённые на фото фрагменты предметного плана? Почему не привлечены газетные отчёты 1912 года, содержавшие красочное описание макета? Почему не использован список предметов для макета, привезённых в Москву из Мюнхена в 1912 году?

● Восстановление картины в 1967 году, включая подготовку к живописным работам (в т. ч. поиски цветной репродукции) и авторство конкретных фрагментов.

Верю, что наши знания о панораме и её создателе станут намного богаче, когда будет возможность детально познакомиться с Каталогом, подготовленным коллегами из Центральной Европы(19), и презентация которого состоится через несколько часов.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Я искренне признательна руководству Музея-панорамы за возможность выступить в этом высоком собрании, проходящем в столь торжественный день. Излишне говорить, что интересом к названной теме и накопленными представлениями по ней я обязана многолетней работе в этом здании.

2 Клавдиев С.М. Историк и художник (Как создавалась панорама «Бородинская битва») // Военно-исторический журнал. 1963. № 9.

3 Письма Ф.А. Рубо военному историку Б.М. Колюбакину и архитектору П.А. Bоронцову-Вельяминову / Подг. к печати Г.И. Герасимовой и С.В. Львова // Вестник Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып.1. М., 1997; Панорама «Бородино»: начало истории / Публикация Г.И. Герасимовой // Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. III. М., 2004; «…Необходимо… твердо держаться исторической правды» (архивные документы о создании панорамы «Бородино») / Публикация Г.И. Герасимовой // Вестник Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып. II. М., 2005; Панорама «Бородино» в отечественной периодике 1912–1961 гг. / Публикация Г.И. Герасимовой // Там же; «…Превратить панораму в ряд живописных панно». Отчёт о заседании Художественно-реставрационной комиссии / Публикация Г.И. Герасимовой // Вестник Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып. III. М., 2006.

4 Собранная информация о панораме воплощена в нескольких изданиях буклетов, фото-очерков, путеводителей по Музею-панораме 1960-х – 1980-х годов. Назову лишь некоторые (выдержавшие не одно издание): 1812 год. Бородинская панорама. Из собрания музея-панорамы «Бородинская битва» / Авт.-сост. И.А. Николаева, Н.А. Колосов, П.М. Володин. М., 1982; Бородинская панорама: Путеводитель. М., 1985; Желаднова Л. И. «Бородинская битва», музей-панорама. Фотопутеводитель. М., 1986; Панорама «Бородинская битва» / Автор текста И. Езерская. М., 1997. Последнее десятилетие отмечено новыми исследованиями сотрудников Музея, углублённо изучавших различные аспекты создания и существования панорамы. Среди этих трудов: Очерки по истории музея-панорамы «Бородинская битва». 1912–2002. К 90-летию со дня основания. М., 2003; Вестник Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып. II, III; Монахов А.Л. Музей-панорама «Бородинская битва», 1812 год. [Путеводитель.] М., 2007; Митрошенкова Л.В., Львов С.В. Очерк истории Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 года // Бородино в истории и культуре. 7–10 сент. 2009 г.; Они же. Военный инженер П.А. Воронцов-Вельяминов (1865–1948). Материалы к биографии // 1812 год. Люди и события великой эпохи: М., 2010.

5 Халаминский Ю. Франц Алексеевич Рубо. 1856 – 1929. М., 1952.

6 Клавдиев С. Панорама «Бородинская битва». М., 1962; Он же. Панорама Бородинской битвы // Военно-исторический журнал. 1962. № 7; Он же. Историк и художник…; Он же. Русские панорамы: «Оборона Севастополя». «Бородинская битва». М., 1972.

7 Федорова О. Франц Рубо. М., 1982; Она же. Панорама великой битвы // Памятники Отечества. М., 2000. № 47.

8 Зубов Е.А. Ф.А. Рубо – художник и педагог. СПб., 2003; Он же. Ф.А. Рубо – профессор-руководитель батальной мастерской Высшего Художественного училища при Императорской Академии художеств // Сильное и красивое искусство будущего. Материалы Международной научной конференции к 150-летию со дня рождения Ф.А. Рубо. М., 2006; Он же. Франц Алексеевич Рубо – художник и педагог. Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2007; Он же. Франц Алексеевич Рубо – художник и педагог. Дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2007.

9 Шереметьев О.В. «И вечной памятью двенадцатого года в произведениях российских художников-баталистов XIX – начала XX века). Барнаул, 2007; Он же. Наполеоновская эпоха в батальной и портретной живописи России и Европы конца XVIII – начала XX в. Автореф. дисс. … докт. искусствоведения. Барнаул, 2010; Он же. Наполеоновская эпоха в батальной и портретной живописи России и Европы конца XVIII – начала XX в. Дисс. … докт. искусствоведения. Барнаул, 2010.

10 Бородинская панорама. Сборник статей / Беляев Б.Н., Богуславский Г.А., Евстигнеев И.В., Иванов-Чуронов М.Ф., Колосов Н.А. Корин П.Д. Миронов Н.Д., Рябушин А.В. / Под общ. ред. Г.А. Богуславского, Н.А. Колосова. М., 1966.

11 Сильное и красивое искусство будущего.

12 Афанасьев В.А. Краткое описание панорамы Бородинского сражения 26 августа 1812 г. М., 1912; Божовский В. Краткий обзор выставки в память Отечественной войны 1812 года. 8 сентября 1912 г. – 1 февраля 1913 г. М., 1912; Высочайшее посещение панорамы «Бородино» // Московские ведомости». 1912. 30 августа; Панорама Бородинского боя // Русское слово. 1912. 15 (28) марта; Панорама художника Рубо // Голос Москвы. 1912. 30 августа; Беляев И.С. Бородинская панорама в Москве // Журнал Императорского русского военно-исторического общества. 1913. Кн.1; Лейхтенбергский Г. Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Описание картины. Положение сторон в 12 часов дня. Б. м., Б. г.

13 Вокруг света. 2012. № 9.

14 Габаев Г.С. О способах ознаменования столетней годовщины «священной памяти Двенадцатого года» // Журнал Императорского Русского Военно-исторического общества. 1910. Кн. 2. Отд. IV. С. 5.

15 Цит. по: Клавдиев С.М. Русские панорамы. М., 1974. С. 42.

16 Кёллер Г. Франц Рубо и панорамная живопись в Мюнхене в конце XIX – XX века // Сильное и красивое искусство будущего. М., 2006. С. 40.

17 Анфилатов В.Е. Эскиз Ф.А. Рубо к панораме «Бородинская битва» из коллекции Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника (К истории создания и бытования) // Сильное и красивое искусство будущего. С. 12.

18 Беляев Б.Н. Как создавался предметный план панорамы // Бородинская панорама. М., 1966. С. 80–81.

19 Франц Рубо: Каталог произведений / Сост.Э. Лингенаубер, О. Сугробова-Рот. Дюссельдорф, 2012.