Департамент культуры города Москвы Rus | Eng

Круглый стол

Дудникова Зоя Мефодиевна,
заведующая отделом научно-методической и экскурсионной работы Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя,

Гюнерфаут Светлана Павловна,
заведующая филиалом «Панорама “Оборона Севастополя 1854—1855 гг.”»


Ф. РУБО И СЕВАСТОПОЛЬ

С Севастополем связано творчество художника-баталиста Ф.А. Рубо, автора панорамы «Штурм 6 июня 1855 г.», которая по-праву считается шедевром панорамной живописи начала ХХ века. Франц Алексеевич был разносторонне одаренной личностью, знал европейскую и русскую культуру, хорошо образован, свободно разговаривал и писал на русском, немецком, французском языках, любил пофилософствовать. Увлекался Ф. Достоевским, Л. Толстым, Ж.Ж. Руссо, часто посещал Мюнхенский оперный театр, предпочитал классическую музыку. Яркий след оставил этот широко образованный человек в панорамном искусстве, запечатлев в панораме один день осажденного Севастополя, ожившего благодаря талантливой кисти художника.

Произведения Рубо: этюды, эскизы, спасенные фрагменты панорамы, немногочисленные документы, связанные с ее созданием, которыми располагает музей, являются неисчерпаемым источником познания личности художника Ф. Рубо, творческой атмосферы. Они позволяют оценить историческую и художественную ценность уникального памятника, творения великого мастера. В нем правдиво изображен кульминационный момент — победа русских войск во время штурма города 6 июня 1855 г. в период Восточной (Крымской) войны 1853—1856 гг.

Война велась Россией в условиях военно-политического противостояния со всей Европой — Англией, Францией, Турцией и Королевством Сардинией, имела общеевропейский масштаб. По своей сути и значению эта война, по мнению современных историков, является предшественницей мировых войн XX столетия. Именно в годы этой войны, эпохальном событии середины XIX века зародились истоки всемирной известности Севастополя.

Шли годы, происходили новые события и появлялись новые герои, восстанавливался и менялся облик Севастополя, с лица земли постепенно исчезали следы этой героической эпохи, поэтому так важно было увековечить на века память о ней.

Приближалось 50-летие обороны города. Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, созданный в 1899 г. под председательством Великого князя Александра Михайловича, решал вопросы увековечения памяти, где и какие установить памятники, мемориальные плиты. В 1901 г. Комитет принял решение о создании панорамы, которая должна отразить «важнейшие события Севастопольской обороны» и дать заказ художнику Францу Рубо, произведения которого были широко известны в художественных кругах России. Ф. Рубо создавал свои картины на темы русской жизни и военной истории. Сложность и ответственность предстоящей работы Ф.А. Рубо понимал и был готов к этому. Без знаний, что собой представляла Крымская война и поразившая мир стойкостью защитников 349-дневная оборона города, каковы были ее причины и последствия, как воспринимало их российское общество, невозможно создать произведение. Необходимо также иметь представление о фортификации и видах вооружения, военной форме, деталях амуниции. И в этом художнику помогали военные специалисты.

После получения заказа в 1901 г. и утверждения сюжета, Ф.А. Рубо несколько раз приезжал в Севастополь. Он останавливался в гостинице «Гранд отель», Морском собрании Брестского пехотного полка, ходил по улицам, местам расположения бастионов и батарей, побывал на Малаховом кургане, Историческом бульваре, встречался с участниками и очевидцами, чтобы получить представление о самой продолжительной, самоотверженной обороне, не имевшей аналогов в истории осадных войн. Он написал около 50 этюдов, 20 из которых представлены в коллекции Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Именно на этапе работы над этюдами и эскизами в значительной степени проявились как исключительная добросовестность Ф. А. Рубо по отношению к историческому материалу, так и его собственные художественные воззрения на создаваемое монументальное произведение. Об этом свидетельствуют пейзажные этюды и эскизы, которые Ф. Рубо писал с Малахова кургана, изучая открывающиеся перспективы на город, прорабатывая пространственно-колористическое решение пейзажа в сочетании с батальными сценами. Очень скрупулезно художник изображал особенности положения фигур и ритм движений матросов и солдат в боевых и бытовых ситуациях. Раскрывая индивидуальность и характерные черты каждого, Ф. Рубо искал во всех этюдах тот уровень обобщения, который бы позволил ему на полотне панорамы создать общий психологический портрет защитников Севастополя. С этой целью писались и портреты участников обороны, которые позировали художнику.

Анализ этюдов и эскизов Рубо, имеющих самостоятельное художественное значение, позволяет предположить, что в начале XX века он не всегда имел возможность писать обмундирование середины ХIХ в., т.к. к этому времени многие уставные образцы того периода изменились и, возможно, в его распоряжении имелась и форма более позднего времени. На этюдах «Три матроса в боевой обстановке», «Солдат с ружьем» форма нижних чинов морского ведомства, введенная уже после Крымской войны, а шинель солдата сочетает детали обмундирования середины XIX и начала XX вв. Несмотря на отдельные неточности в изображении некоторых деталей обмундирования, на живописном полотне панорамы была соблюдена достоверность описания военной формы российской армии.

Всего месяц работал художник над эскизом панорамы. В фондах музея хранятся три уникальных фрагмента эскиза (картона) Ф. Рубо к панораме «Штурм 6 июня 1855 г.», и музей гордится этим собранием. Композиция эскиза разбита на пронумерованные квадраты, отличается продуманностью и завершенностью, четким и ясным рисунком. До не давнего времени считалось, что графический эскиз всей картины был единственным. Однако мы располагаем и новой информацией. Знаменательными для нас оказались встречи и беседы в 2010 г. в Севастополе и Мюнхене с внучкой художника — фрау Сильвией Рубо. Она хранит бесценные и уникальные документы, фотографии и в том числе три фрагмента эскиза маслом на картоне, выполненные на основе графического рисунка. Они дали возможность увидеть, что уже на подготовительном этапе художником прорабатывались в цвете важнейшие моменты композиции. В этих эскизах преобладает серо-голубая гамма с вкраплениями охристых тонов.

Непосредственно над панорамой Ф. А. Рубо работал в Мюнхене. Музей не располагает его личными записями, документами, позволяющим представить последовательность работы над живописным полотном. Не удалось получить достоверных сведений о том, кто из его помощников был ответственен за какой-то определенный и конкретный участок, что лично написал сам художник. Из источников известны сведения общего характера, что для работы над панорамой художник привлек коллег — Л. Шенхена, О. Мерте, К. Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. К. Фрош — один из первых панорамных живописцев Мюнхена, помогал в написании воздушной перспективы и пейзажей на дальнем плане картины. Л. Шенхен (сотрудничал с Ф. Рубо в создании всех его трех панорам) и О. Мерте писали жанровую часть. Что касается двадцати студентов Баварской академии художеств, по мнению Сильвии Рубо, студенты могли быть задействованы на начальной стадии работ — помогали переносить рисунок с картона на холст, делали подмалевок и выполняли техническую работу, как-то: мыли кисти и т.д. Рубо же осуществлял общее руководство, так как особенно важно было правильно рассчитать в живописи цвет и тон на то расстояние, с которого картину будет обозревать зритель. Он следил за соответствием живописного строя картины, сам писал самые сложные места, где необходим был четкий показ характерных движений и батальных сцен.

К лету 1904 г. работа над панорамой закончена, в августе она была доставлена в Севастополь. К концу ноября 1904 г. в здании навешен холст и установлен предметный план. 9 декабря 1904 г. составлен Акт приемки панорамы, двух диорам, зонта рефлектора. Комиссия отметила, что картина, «писанная масляными красками», исполнена художественно, особенно в части пейзажной, причем последняя отмечается точностью деталей местности.

Но открытие панорамы произошло позже. Получив от полковника А.М. Зайончковского (консультаната по военно-исторической части) извещение о том, что юбилей отложен до будущего года, обеспокоенный этим известием, Ф. Рубо обратился с письмом к Великому князю Александру Михайловичу с просьбой разрешить в этом году осенью завершить работу, ибо картина «в ящике, свеже написанная, может испортиться». Кроме того, он считал, что «панорама может принести хороший доход либо для увеличения флота, либо для раненых». Открытие панорамы для посещения, приуроченное ко дню Священного коронования императора Николая и императрицы Александры, состоялось 14 мая 1905 г. Посетители получили возможность оценить по достоинству это уникальное произведение батальной живописи.

Тонко найденное живописное решение и колорит, удачно выдержанная перспектива, умение показать «большие просторы действия», разместить на холсте (14х115 м) значительное количество персонажей (около 4 тыс.), выдающийся композиционный дар наиболее полно проявился в этом произведении. Многообразие военных эпизодов, батальных сцен, умение выделить композицией главное, правильная точка обзора, выбранная автором на вершине Малахова кургана, откуда открывается незабываемая и величественная картина осажденного города - все это способствовало созданию высоко художественного реалистического произведения.

Севастопольская Панорама начала свою долгую, богатую событиями жизнь, неотделимую от жизни города, в котором она находится и героическим страницам истории которого она посвящена. С началом Великой Отечественной войны и обороны Севастополя 1941 —1942 гг. работа панорамы не прекратилась. Она «сражалась» за город вместе с его защитниками.

Известный английский журналист Александр Верт еще в ходе войны писал: «Местный Севастопольский патриотизм базировался на воспоминаниях о другой обороне Севастополя 1853/54 (1854-1855 гг. — авт.), к которым относились такие «большие примеры» как адмирал Нахимов и адмирал Корнилов, а также особые революционные и патриотические традиции Черноморского флота — все это имело крайне важное воздействие на моральный дух солдат и гражданского населения, которые проявляли себя чрезвычайно стойко».

Живописное полотно Панорамы не было эвакуировано, вследствие ветхости полотна и непрочности красочного слоя, а предметный план был демонтирован в целях противопожарной безопасности.

В результате попадания бомб и артснарядов полотно, несмотря на принятые меры к тушению, частично сгорело.

Когда 25 июня 1942 года в здании начался пожар, полотно уже было в некоторых местах оборвано в результате предшествующих бомбардировок; а левая часть холста обрушилась вместе с частью стены здания. Корреспондент газеты «Красный черноморец» капитан-лейтенант В.М. Апошанский в статье «Боевые подвиги черноморцев» писал: «…Большая часть полотна силой взрыва была сорвана со стены и лежала на полу. Дымящиеся куски драгоценной картины, как тряпки, свешивались с поддерживающих ее крючьев. Потолок горел, в здание входить было опасно».

Первыми в горящие здание панорамы прибежали военнослужащие: матросы с поста воздушного наблюдения оповещения и связи, а затем курсанты курсов средних командиров Береговой обороны. Из сообщения об эвакуации Панорамы «Оборона Севастополя» 21 сентября 1942 г. следует, что кроме 86 фрагментов полотна спасены: « 1) 5 отдельных картин (масло) разных мастеров, вынутые из рам, 2) 22 зарисовки (этюды) к «Панораме» (масло и акварель), 3) портрет художника Рубо (автора «Панорамы»), исполненный его учеником художником Алимовым» (Авиловым - Авт). Итого — 28 предметов».

Все спасенное из панорамы было упаковано и отправлено в Камышовую бухту, где 26 июня «… в 23.15 пришвартовался лидер «Ташкент». Еще не были закончены разгрузочные работы, а посадка на корабль раненых, женщин и детей началась. При норме 700-800 человек лидер принял более 2300 человек раненых и эвакуированных. Подняли на борт «Ташкента» и драгоценный груз — спасенное полотно знаменитой панорамы». 27 июня в 01.50 «Ташкент» вышел из Севастополя в Новороссийск».

В Новороссийске фрагменты панорамы раскатали, просушили и переправили через Махачкалу в Кустанай, а конце 1942 г. 16 грубо сколоченных ящиков были доставлены в Новосибирск. Установлено, что в 15 ящиках находилось 86 фрагментов. Фрагменты были сложены с резкими сгибами вдвое, втрое или вчетверо живописью внутрь по несколько вместе, представляя собой удручающее зрелище. Спасенным фрагментам повезло, они попали в руки известных реставраторов страны, имевших за плечами большой реставрационный опыт. Это художники-реставраторы Государственной Третьяковской галереи Е.В. Кудрявцев, С.С. Чураков, К.А. Федоров. Они сделали следующие выводы: площадь спасенных фрагментов составила 1116,9 кв.м. от общей площади 1610 кв.м.. Следовательно, безвозвратно утрачено 493,1 кв.м. живописного полотна, в основном отсутствовала живопись неба приблизительно 110 кв.м.

Тщательный осмотр фрагментов выявил 6070 сквозных прорывов, поверхность живописи сильно загрязнена налетами мела, извести, скоплениями песка, кусками штукатурки, нередко скрывая изображения. В отдельных случаях наблюдались пятна разложившегося лака, не исчезавшие при первичной промывке. Для сохранения раритетов осуществлена профилактическая реставрация.

После окончания войны фрагменты панорамы Ф. Рубо «Штурм 6 июня 1855 г.» вместе с фондами Государственной Третьяковской галереи доставлены в Москву и отправлены в Загорский Историко-художественный музей-заповедник.

В 1946 г. восстановление севастопольской Панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР.

С мая 1951 г. по май 1952 г. реставраторами Государственной Центральной художественной научно-реставрационной мастерской велась практическая реставрация 43 фрагментов, содержавших сюжетные и батальные сцены. В бригаду реставраторов входили: засл. деят. искусств, академик П.Д. Корин (руководитель), художники-реставраторы: М.Ф. Иванов-Чуронов (бригадир), К.А. Федоров, С.Я. Бабкин и М.Н. Махалов. Именно этими специалистами и был составлен дефектный акт о состоянии панорамы от 02.12.1950 г. Работы велись в Римском зале музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Было использовано оборудование, применявшееся для реставрации Бородинской панорамы, а также специально изготовленное для данных работ. Художники-реставраторы впервые столкнулись с такими масштабными работами. Реставрация велась на площади 720 кв.м., при этом живописное восстановление красочного слоя было осуществлено на площади более 216 кв.м.

25 октября 1952 г. утвержден состав коллектива художников, подписавших с Дирекцией художественных выставок и панорам договор на выполнение работ по восстановлению живописи и предметного плана. Коллектив возглавил профессор В.Н. Яковлев, действительный член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР. Он был сторонником восстановления точной копии панорамы Рубо. При Яковлеве проведены все подготовительные работы: макет предметного плана, калькирование сохранившихся фрагментов живописи, художники постигали искусство панорамной живописи. Смерть В.Н. Яковлева 29 июня 1953 г. прервала выполнение этих замыслов. 25 августа 1953 г. руководителем творческого коллектива был назначен профессор П.П. Соколов-Скаля, действительный член Академии Художеств СССР, который повернул работу в соответствии со своей концепцией, отличной от концепции В.Н. Яковлева.

«Мы не стали сводить работу к механическому копированию картины Рубо,— говорил Соколов-Скаля,— «…..Мы решили придать полотну приподнятый колорит, воспеть великий подвиг русского народа, высокий дух мужественных защитников Севастополя».

На всех этапах живописных работ над новой панорамой — активно использовались фрагменты спасенного полотна панорамы Ф.А. Рубо.

Изменение колорита на более радужный и светлый, внесение дополнительных эпизодов, которые в Панораме Ф.А. Рубо отсутствовали, должны были, по мнению П.П. Соколова-Скаля, углубить трактовку героической обороны Севастополя 1854—1855 гг. Так появились эпизоды: «Приезд Н.И. Пирогова на перевязочный пункт Малахова кургана», «Возвращение матроса Кошки на бастион», «Дети у мортиры», «Юный барабанщик », «Атака английской кавалерии на 3-й бастион», написаны также три полка, стоящие в резерве, более широко показан момент подхода подкреплений к месту решающей схватки за батарею Жерве и т.д. Всего новые эпизоды составили 244 кв.м. полотна. Тем же стремлением, очевидно, объясняется и изменение названия Панорамы: вместо конкретного «Штурм 6 июня 1855 г.» на обобщенное «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.».

В окончательном акте-заключении Комиссии Министерства культуры СССР от 14-16 октября 1954 г. новая панорама характеризовалась, как творческое воссоздание панорамы Ф.А. Рубо. Панорама начала новую жизнь, а 51 фрагмент полотна панорамы, прошедшие реставрацию в 1951—1952 гг., на долгие годы лег в хранилище Севастопольской панорамы. В 1965 г. два из них переданы Музею-панораме «Бородинская битва».

В 2005 г., в год 100-летия панорамы Ф.А. Рубо, впервые все фрагменты были осмотрены для научной атрибуции, описания, определения состояния живописи. С началом исследований фрагментов полотна панорамы Ф.А. Рубо в 2005 г. началась и планомерная работа по их реставрации. Реставрационные работы осуществляются специалистами Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины (г. Киев). К настоящему времени полностью отреставрировано пять фрагментов общей площадью около 60 кв.м., два из них в экспозиции. Кроме того, в 2011 г. полотна двух живописных диорам «Работа минеров» и «Минные ходы», написанные автором в 1902—1904 гг. в Мюнхене во время работы над Панорамой «Штурм 6 июня 1855 г.», были отреставрированы. В 1905—1941 гг. они экспонировались в одной из галерей здания Панорамы. С 1941 г. впервые представлены на выставке «Герои подземных сражений», открытой в мае 2012 г.

В настоящее время, когда в музеях Украины и России находится не так много произведений Франца Рубо, тем более возрастает ценность наследия великого мастера батальной живописи, хранящиеся в Национальном музее героической обороны и освобождения Севастополя.

Сегодня на очереди стоит вопрос о строительстве в Севастополе на Историческом бульваре выставочного зала для экспонирования полотен панорамных размеров.

В мае 2010 г., впервые посетив город-герой, в праздновании 105-летия Севастопольской панорамы участвовала фрау Сильвия Рубо. Она высоко оценила работу по сохранению и пропаганде богатого историко-художественного наследия ее деда, которым располагает Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя: 39 фрагментами живописного полотна панорамы «Штурм 6 июня 1855 г.», 20 этюдами и пятью эскизами к ней. Каждое из этих произведений, являясь некогда частью единого целого и характеризуя его, сегодня может рассматриваться самостоятельно, представляя собой бесценные свидетельства мастерства художника, его патриотизма и глубокого проникновения в сущность изображаемого. Знакомясь с ними, всматриваясь в лица и действия людей, воспринимаешь давно ушедшую, но ментально близкую эпоху и действительно понимаешь, почему Ф.А. Рубо считал себя русским художником.