Департамент культуры города Москвы Rus | Eng

Круглый стол

Аргасцева Светлана Анатольевна,
кандидат искусствоведения, заведующая экспозиционно-выставочным отделом
Музея-заповедника «Сталинградская битва»


ПАНОРАМА
«РАЗГРОМ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК ПОД СТАЛИНГРАДОМ»

25 декабря 1958 года Совет Министров РСФСР постановил создать в Сталинграде на Мамаевом кургане памятник-ансамбль с включением панорамы «Сталинградская битва»: «Одобрить эскизный проект памятника-монумента, выполненный авторским коллективом в составе Вучетича Е.В. (руководитель), архитектора Белопольского Я.Б. и художника Горпенко А.А...».(1)

До 1963 года работы по строительству ротонды на Мамаевом кургане велись достаточно активно. Но в ходе строительных работ и воплощении проекта в жизнь все более очевидным стало понимание того, что огромное здание панорамы не гармонировало с главным монументом памятника-ансамбля. 18.04.1964 года Совет Министров СССР издал постановление № 483 о переносе здания панорамы.(2) Тем не менее, работы по созданию живописного полотна панорамы не прекращались.

Создание панорамы было поручено студии военных художников им. М. Б. Грекова. В газете «Красная звезда» было напечатано обращение к участникам Сталинградской битвы с просьбой помочь авторам в отборе материала, поделиться воспоминаниями. В ответ на это обращение в студию поступало много писем, в которых ветераны рассказывали эпизоды боев, советовали, предлагали свои сюжеты.(3)

Грековцы изучали документальный материал, прослушали курс лекций по истории войны в Военных академиях им. М.В. Фрунзе, Генерального штаба им. Ворошилова. Художники работали в архивах музеев, просмотрели документальный киноматериал. Большую помощь художникам в работе над панорамой оказали военные консультанты Маршалы Советского Союза А.И. Еременко, В.И. Чуйков, Н.И. Крылов, Главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, генерал армии В.В. Курасов, генерал-полков¬ники И.И. Людников, М.С. Шумилов, генерал-майор авиации А.И. Копытин.

Художники-грековцы много раз приезжали в Сталинград. Для поездок специально был выбран период с января по февраль для того, чтобы точнее воссоздать обстановку героических событий. В 1961 году на вершине Мамаева кургана построили мастерскую для художников.(4)

На курган была завезена советская и немецкая техника периода Великой Отечественной войны. Художникам позировали солдаты Волгоградского военного гарнизона. Авторы панорамы писали с натуры много этюдов, зарисовок рельефа (с различных точек Мамаева кургана). Художники выезжали на этюды в Волгоградскую область для поиска нужных типажей для панорамы. Для того, чтобы грековцы смогли конкретно представить себе сражение (бой, взрывы, пластику человеческого тела, ритм и динамику атаки, движение техники), они побывали на полевых учениях у Маршала Советского Союза В. И. Чуйкова в Киевском военном округе, у генерал-полковника И. И. Людникова на высших офицерских курсах «Выстрел» и сделали нужные наброски, этюды и зарисовки. Но главным историческим материалом в построении композиции огромнейшего полотна было изучение фронтовых рисунков. Художники об этом рассказали сами, изобразив на полотне панорамы фигуру фронтового художника.

В апреле 1960 года Президиум Академии художеств СССР под председательством президента Академии художеств СССР Б. С. Иогансона одобрил цветные эскизы, форэскизы, этюды (протокол решения № 105 от 12 апреля 1960 года). В сентябре 1960 года был написан эскиз панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в 1/3 натуральной величины. В 1961 году эскиз был одобрен и утвержден художественным советом Министерства культуры РСФСР, рекомендован к исполнению на холсте в натуральную величину. Работа по созданию панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» велась в 1958-1964 годах. В 1965 году цветовой круговой эскиз был показан вместе с предметным планом на Всесоюзной выставке «На страже мира», где получил высокую оценку общественности.

В 1964 году был снова заключен договор между управлением культуры Волгоградского областного Совета депутатов трудящихся (заказчик) и студией им. М. Б. Грекова о взаимных обязательствах по созданию панорамы в связи со строительством нового здания панорамы.

Проектное задание комплекса Музея-панорамы «Сталинградская битва» было разработано институтом «Гражданпроект» на основании постановлений Совмина РСФСР от 18 апреля 1964 года и 12 сентября 1966 года.

2 февраля 1968 года в день 25-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом произошла закладка плиты в котлован будущего Музея-панорамы «Сталинградская битва» у руин мельницы и недалеко от легендарного Дома Павлова. Технически трудным было создание холста для панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Предстояло соткать необычный льняной холст длиной 140 м и шириной 16 м, который должен отвечать особым требованиям по прочности и обладать совершенно гладкой поверхностью. Прочность необходима, прежде всего, для того, чтобы выдержать свой вес и вес наложенных на полотно грунтовки, проклейки, краски. В 1960 году подобные крупноформатные полотна отечественной текстильной промышленности никогда не приходилось изготавливать. И поэтому Волгоградский городской исполком Совета депутатов трудящихся и Министерство культуры РСФСР сначала обратились с заказом к заграничным мастерам, но те не гарантировали самого основного — целостности холста и предлагали сделать его стычным. Поэтому было решено обратиться к отечественным текстильщикам. Сначала заказ был направлен на старейшую фабрику технических сукон им. Тельмана (Ленинград), однако ленинградцы не смогли справиться с заданием. И тогда обратились на Сурский суконный комбинат в Пензенской области. Старейший мастер цеха технических сукон Василий Андриянович Морозов подготовил один ткацкий станок огромнейшего размера. Была разработана картограмма всех процессов изготовления ткани. Необходимые номера пряжи поставили Ярославский льнокомбинат и Костромская льнопрядильная фабрика «Искра». Заправка одного ткацкого станка 16-метровой ширины в текстильной практике тоже была уникальным событием. Лучшие ткачихи А. Колбасова, Н. Денисова, А. Левина, А. Коннова приняли участие в ткачестве уникального холста, внимательно отнеслись к отделке ткани штопальщик М. Рогулина, 3. Севастьянова, Е. Хворостова, Т. Гречкина. (5)

Приемка холста проходила в марте 1961 года. Комиссия высоко оценила труд сурских умельцев и признала, что изготовленная ткань полностью соответствуем эталону. Однако нашей панораме не суждено было быть написанной на этом холсте. Ввиду пожара на Бородинской панораме по распоряжению Министерства культуры СССР это полотно было передано для скорейшей реставрации в Москву. Городской Совет депутатов трудящихся вторично обращается за помощь на Сурскую фабрику «Красный Октябрь». На сей раз полотно заказано несколько иных размеров — 147,6 м длиной и 16,75 м шириной. Приемка холста проводилась комиссией, в которую входили художественный руководитель студии им. Грекова М. И. Самсонов и представитель волгоградского УКСа горисполкома В.Н. Клюшина.

К 6 августа 1980 года холст панорамы был сшит в три машинных шва (один шов страховочный и два дублирующих) особо прочными белыми нитками нулевого размера. Сшивка холста проходила в спортзале Волгоградского городского Дворца пионеров. Панорамное полотно поднимали на шнурах-веревках вручную, крепеж был каждые три метра. Поднимали полотно одновременно 50 человек — солдаты Волгоградского гарнизона. Все работы по навеске полотна осуществлялись под руководством заслуженного художника РСФСР Г.И. Марченко. 8 августа 1980 года панорамное полотно было навешено.

Малоизвестной страницей истории нашей панорамы остается не только создание холста, но и его грунтовка. Грунтовать уникальный холст было доверено бригаде Т. М. Никитиной из Подольска, которая более 30 лет помогала художникам-грековцам создавать живописные произведения. Бригада состояла из пяти мастеров высочайшей квалификации. Грунт наносили в 5 слоев. Сначала делали два слоя проклейки специальным рыбьим клеем, который изготавливается путем перетирания плавательных пузырей осетровых рыб. Потом накладывались три слоя специальной эмульсии водоэмульсионной краски. Об этой эмульсии хочется сказать особо. Сделана она из необычных материалов и может храниться при температуре не выше 6 градусов, поэтому нужно было соорудить огромный холодильник рядом с панорамной ротондой, поскольку пол тонны этой эмульсии было привезено из Подольска в Волгоград авторефрижератором. Грунтовочные работы производились с 18 по 28 августа 1980 года.

С 9 сентября художники-авторы панорамы начали наносить рисунок на холст. Интересен примененный метод нанесения рисунка на холст панорамы. С помощью отвеса, размещенного на смотровой площадке, на холсте была тщательно отбита линия горизонта. Она проходила на уровне глаз наблюдателя, стоящего на смотровой площадке. С эскиза панорамы в Москве в 1/3 величины были изготовлены диапозитивы. На смотровой площадке был установлен проектор с мощным объективом, и рисунок картины эскиза был увеличен в 3 раза и направлен на холст панорамы в натуральную величину. Полотно было разбито на 48 квадратов, на диапозитивах тоже были пронумерованные клетки, необходимо было совместить нужный пронумерованный диапозитив с клеткой на самом холсте.

После этого художники начали вырисовывать темной краской специального состава контуры проекции рисунка. 1 октября 1980 года огромный, насыщенный в своей нижней части рисунок всей панорамы был целиком воспроизведен на холсте, и живописцы готовились к росписи неба. Сложность написания неба заключалась в том, что оно стало ареной боевых действий авиации. Неяркий зимний свет, задымленность воздуха, серые тона обмундирования и камуфлированная техника наложили особый отпечаток на колорит Сталинградской панорамы. Художники использовали своеобразное цветовое решение полотна для выявления его эмоционального и идейного содержания: изображен эффектный закат солнца над позициями противника. Контраст света и тени воспринимается как борьба двух философских начал: добра и зла, жизни и смерти, света и тьмы.

Окончив роспись неба, живописцы стали работа над общим пейзажем и нижней частью картины. Высота полотна панорамы — 16 м, длина по окружности 120 м. Чистый вес льняного полотна нашей панорамы составляет почти тонну. Художники израсходовали тонну масляных красок, т.е. вес полотна составляет 2,5 т, но существует расчетный вес картины. Холст натянут на круглый обруч, образуя сложный вогнутый цилиндр. Расписывать такую криволинейную поверхность для художника трудно. Что бы сделать более гладкой криволинейную поверхность, на каждый погонный метр картины повешен груз до 25 кг. Общий вес подвеса составляет 3 т. К этому весу прибавляется запас прочности, вес конструкций и вес пыли, которой по прошествии времени накапливается достаточно. Так получен расчетный вес полотна, который и составляет огромнейшую величину — 9 т.

Работа над полотном была закончена в основном 23 февраля 1981 года. 13 апреля 1981 года рабочие под руководством авторского коллектива начали создавать предметный план, который занимает площадь 1000 кв. м. Каркас выполнили из дерева, пропитанного специальной жидкостью. Затем его покрыли строительной металлической сеткой (сетка-рабица). Рельеф местности впервые в истории панорамного искусства выполнен из бетона, расписанного художниками вручную. Этот прием помог правдиво передать грязный, перемешанный с землей снег, имитация которого чрезвычайно трудна.

На предметном плане расположены отстрелянные гильзы, ящики из-под снарядов, а также подлинная немецкая противотанковая пушка с коническим стволом, военные сооружения (окопы, траншеи, блиндажи, дзоты и доты). После создания пластического рельефа местности необходимо было насытить его множеством предметов того военного времени — это обмундирование войск Красной Армии и войск противника, каски, фляжки, противогазы, гильзы и многое другое. Эти предметы привозились из театров нашего города, с «Мосфильма», из Волгоградского военного гарнизона. Муляжи автоматов были сделаны учащимися ПТУ. При всем этом предметный план не перегружен и не отвлекает на себя внимание зрителя. Вместе с тем он хорошо «списан» с полотном: например, след от гусениц танка с предметного плана незаметно переходит в живописное полотно, и, наоборот, часть немецкого кладбища с полотна переходит в трехмерное пространство переднего плана. Удачно сочетается реальное крыло упавшего самолета с осязаемым изображением его корпуса на полотне.

Сюжетом панорамы является завершающий этап Сталинградского сражения, когда советские войска приступили к операции «Кольцо» — ликвидации окруженных вражеских войск. Основной задачей этой операции было расчленение войск противника на две части. Осуществляя ее, две армии Донского фронта — 21-я И. М. Чистякова и 62-я В. И. Чуйкова — встретились на северо-западном склоне Мамаева кургана 26 января 1943 года. Именно этот день, когда бои шли при большой концентрации войск на сравнительно небольшом пространстве, является основным компози¬ционным центром панорамы.

Как и рекомендовали консультанты, художники стремились к максимальной исторической достоверности. Довольно точно изображены командные пункты 62-й армии, 13-й гвардейской стрелковой дивизии, 284-й стрелковой дивизии, 1043-го стрелкового полка, реальные взаимодействия различных родов войск и защита основных объектов зенитной артиллерией. Но еще при обсуждении эскиза художникам были предъявлены требования дополнить картину изображением конкретных исторических подвигов героев Сталинградской битвы. Поэтому авторам пришлось насытить театр боевых действий 26 января 1943 года героическими эпизодами, совместить во времени и пространстве события и подвиги, происходившие в течение всей битвы на Волге. Многие эпизоды, которые воспроизводят художники на полотне, совершались в иной реальности (например, подвиг М. Паникахи).

Примечательно, что авторы панорамы изобразили на полотне военного художника, сидящего прямо на снегу и делающего фронтовые наброски. Его прообразом послужил Геннадий Прокопинский (6), который по заданию Главного политического управления Красной Армии вместе с группой военных художников студии имени М.Б. Грекова (С.М. Годына, Е.И. Комаров, П.Я. Кирпичев, И.А. Лукомский) 21 декабря 1942 года прибыл в Сталинград для зарисовок исторических сюжетов.(7) Этим художники отдали дань уважения своим фронтовым коллегам, а Г.И. Прокопинский после войны стал одним из авторов эскиза панорамы 1960-1963 годов (умер в 1979 году). К моменту написания полотна в полную натуральную величину авторский коллектив состоял из семи художников: Н.Я. Бут (8), П.И. Жигимонт (9), В.К. Дмитриевский (10), Г.И. Марченко (11), Ф.П. Усыпенко (12), П.Т. Мальцев (13), М.И. Самсонов (14). И каждый из семи художников расписывал определенный сектор полотна панорамы.

8 июля 1982 года состоялось торжественное открытие панорамы.

За создание панорамы коллектив художников награжден в 1982 году Почетной медалью Советского Фонда мира. Многие из авторов Сталинградской панорамы награждены Золотой медалью имени М.Б. Грекова за воссоздания Бородинской панорамы (1967 год).

На сегодняшний день панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» является ярким примером советского изобразительного искусства и советской панорамной школы. Панорама стала не только историческим памятником событий Сталинградской битвы. Бесспорно, это произведение искусства. Но панорама является и памятником культуры времени, когда она создавалась: отражает взгляды, вкусы, идеологию того времени (от замыслов 1943-1944 годов до ее открытия 8 июля 1982 года прошли четыре долгих десятилетия). Панорама вобрала в себя все достоинства и недостатки целой исторической эпохи. В настоящее время историческая дистанция помогает объективно оценить ее.

Волгоград уже давно стал местом паломничества миллионов людей из разных городов и стран мира. Они хотят почтить память героев Сталинграда, увидеть места исторических событий, представить воочию картину грандиозной битвы на Волге, обозначившей перелом во второй мировой войне. Но в большом, интенсивно развивающемся городе следов прошедших сражений остается все меньше и меньше. Современный Волгоград живет своей полнокровной насыщенной жизнью, он расширяется и обновляется, так что с годами следы и шрамы войны, постепенно сглаживаются. Хотя это город-герой, город-памятник и город-символ, он не может, да и не должен застыть в своем прежнем виде — самим фактом своего процветания и развития он красноречиво говорит о торжестве жизни над смертью.

В этих условиях ни мемориал на Мамаевом кургане, ни памятники, которых немало в Волгограде, ни кадры кинохроники, ни музейная экспозиция не могут дать полной картины грандиозной многомесячной битвы за Сталинград. Живописная панорама создает целостный обобщенный образ Сталинградского сражения, его героики. Позволяет воочию представить проходившие здесь события. На полотне ощущается романтика тех далеких боевых дней, когда все силы и жизнь были направлены на защиту своей Родины.

Панорама пользуется огромнейшей популярностью. С момента открытия ее посетили миллионы человек со всех концов земного шара. В архиве панорамы хранятся десятки томов книг с отзывами посетителей о своих впечатлениях, о грандиозности, о монументальности и художественности панорамного полотна. В настоящее время панорама является памятником живым и павшим: тем, кто с оружием в руках у стен нашего города стоял насмерть и одержал великую победу, и тем, кто создавал, творил, строил.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Научный архив ВГМП, папка «История музея». Постановление Совета Министров РСФСР № 1410 (копия).

2 Документы предоставлены зам. директора мемориального Памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы (Мамаев курган) В. Н. Клюшиной.

3 Красная звезда. 1959. 17 марта.

4 Материалы научного архива ВГМП, папка «История музея».

5 Григорьев Н.Я. История нашего комбината. Пенза: Приволж. кн. изд-во, 1974.

6 Прокопинский Г. И. (1921-1979) — живописец, залуженный деятель искусств РСФСР. В студии военных художников имени М. Б. Грекова с 1940 по 1979 г., участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями «За боевые заслуги». «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

7 ВГМП, № 23172(1).

8 Бут Николай Яковлевич родился в 1928 г. в х. Погожа Криница Роменского района Сумской области. В 1949 г. окончил Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. С 1949 по 1953 г. учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Суриков; В 1957 г. окончил Харьковский художественный институт. С 1945 -участник художественных выставок. Член Союза художников СССР с 1964 г. В студии военных художников им. М. Б. Грекова с 1956 -С 1978 г. старший военный художник студии военных художников им. М. Б. Грекова. В 1968 г. присвоено почетное звание «Заслу¬женный художник РСФСР», в 1980 г. — почетное звание «Народный художник РСФСР», в 1982 г. — почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР». В 1968 г. за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (1967) удостоен золотой медали им. М. Б. Грекова. В 1972 г. присуждена премия им. Вита Неедлы (ЧССР) за цикл картин «Словацкое национальное восстание». В 1975 г. присужден диплом Академии художеств СССР за цикл картин «Героическая морская пехота». В 1976 г. присуждена золотая медаль Академии художеств СССР. В 1979 г. удостоен Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко за диораму «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 г.)» (1975). В 1982 г. награжден Почетной медалью Советского Фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва». Награжден орденом «Знак Почета», советскими и иностранными медалями. Скончался в 1989 г.

9 Жигмонт Петр Иванович родился в 1914 г. в Мариуполе (ныне Жданов). С 1933 по 1934 г. занимался на художественно-театральном рабфаке в Донецке. С 1934 по 1937 г. учился в Харьковском художественном институте, с 1937 по 1939 г. — в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. В 1950 г. сдал экстерном государственные экзамены и защитил диплом в Харьковском художественном институте. С 1938 г. участник художественных выставок, член Союза художников СССР с 1949 г. В студии военных художников им. М. Б. Грекова с 1946 г. В 1968 г. присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1949 г. удостоен Государственной премии СССР за участие в создании диорамы «Форсирование Днепра войсками Советской Армии» (1948). В 1968 г. удостоен золотой медали им. М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (1967). В 1972 г. присуждена премия им. Вита Неедлы (ЧССР) за работу над интернациональной темой. В 1982 г. награжден Почетной медалью Советского Фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва». Участник Великой Отечественной войны. Награжден двумя орденами Красной Звезды (1971 и 1975), медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Москвы» и другими.

10 Дмитриевский Виктор Константинович родился в 1923 г. в городе Зарайске Московской области. С 1937 по 1939 г. учился в Студии Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС). В 1939 г. поступил в среднюю художественную школу при Московском институте изобразительных искусств. В 1951 г. окончил Московский государственный художествен ный институт им. В. И. Сурикова. С 1945 г. участник художественных выставок и член студии военных художников им. М. Б. Грекова. В 1965 г. присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1976 г. — «Народный художник РСФСР». В 1968 г.награжден золотой медалью им. М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (1967). В 1972 г. стал лауреатом премии им. Вита Неедлы (ЧССР) за работу над интернациональной темой. В 1982 г. награжден Почетной медалью Советского Фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва». Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами «Знак Почета» (1972), Красной Звезды (1984).медалями «За боевые заслуги» (1954), «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).

11 Марченко Георгий Иванович родился в 1913 г. в станице Батуринская (ныне Брюховецкого района Краснодарского края). В 1941 г. окончил Харьковский художественный институт. С 1939 г участник художественных выставок. Член Союза художников СССР с 1953 г. В студии военных художников им. М. Б. Грекова с 1946 по 1981 г. В 1974 г. присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1968 г. присуждена золотая медаль им. Ф. Рубо «Бородинская битва» (1967). Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и другими. Скончался 20 февраля 1981 г. в музее ИЗО на выставке художников-панорамистов рядом со своей картиной, посвященной Сталинградской битве.

12 Усыпенко Федор Павлович родился в с. Водное (ныне с. Титово) Куйбышевского района Запорожской области. В 1937 окончил Московский художественный техникум имени М. И. Калинина. В 1940-1941 гг. учился в Киевском художественном институте. С 1939 г. участник художественных выставок. Член Союза художников СССР с 1951 г. В студии военных художников им. М. Б. Грекова с 1938 г. В 1968 г. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусства РСФСР». В 1968 г. удостоен золотой медали им. М. Б. Грекова за участие в восстановлении панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (1967). В 1982 г. награжден почетной медалью Советского Фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва». Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими. Скончался в 2000 г.

13 Мальцев Петр Тарасович родился в 1907 г. в Мариуполе (ныне Жданов). С 1921 по 1924 г. учился в Запорожской художественной профессиональной школе. В 1930 г. окончил Высший художественно-технический институт (Вхутеин). С 1928 г. участник художественных выставок. Член Союза художников СССР с 1932 г. В студии военных художников им. М. Б. Грекова с 1949 г. Присвоены почетные звания: в 1958 г. — «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1968 — «Народный художник РСФСР», в 1974 г. — «Народный художник СССР». В 1960 г. удостоен диплома I степени и золотой медали Академии художеств СССР за создание диорамы «Штурм Сапун-горы» (1959). В 1968 г. удостоен золотой медали им. М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (1967). В 1973 г. присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина за диораму «Военно-воздушный десант под Вязьмой в 1942 году» (1971). В 1977 г. награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР в связи с 70-летием. В 1982 г. награжден Почетной медалью Советского Фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва». Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Красной Звезды (1944), двумя орденами «Знак Почета» (1971 и 1975), медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и другими. Скончался в 1993 г.

14 Самсонов Марат Иванович родился в 1925 г. в Иркутске. В 1946 г. окончил Калининское военное училище технических войск. С 1948 г. участник художественных выставок. Член Союза художников СССР с 1954 г. В студии военных художников им. М. Б. Грекова с 1946 г. В 1975 г. избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1964 г. присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1974 г. — почетное звание «Народный художник РСФСР». В 1968 г. удостоен золотой медали им. М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (1967). В 1975 г. присуждена серебряная медаль Академии художеств СССР за серию картин «БАМ строится» (1974) и картины «Форсирование Днепра» (1974—1975) и «Дороги войны» (1973). В 1982 г. награжден Почетной медалью Советского Фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва». Участник Великой Отечественной войны. На¬гражден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», юбилейной медалью «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и другими медалями СССР. Художественный руководитель студии военных художников им. М. Б. Грекова с 1974 г.